14 мая 14:00

Школа маркетеров ЛидМашины: интервью с ректором Алексеем Филиным

школа маркетеров

Мы с Алексеем Филиным уже выпустили два поста, в которых он спрашивал мои точки зрения про образование и интернет-маркетинг. А в этот раз я спрашиваю Алексея про его проект — Школу маркетёров ЛидМашины, находящийся на стыке этих тем.

Игорь: Алексей, ты везде подписываешься ректором. Это серьезно или несерьёзно? Почему ректор?

Алексей: В эпоху возрождения ректором называли человека, стоящего во главе небольших школ. Сейчас как раз эпоха возрождения интернет-маркетинга. А у нас как раз небольшая Школа. Всё подходит под определение.

Игорь: Согласен. Единственное — сейчас в России у интернет-маркетинга эпоха становления, а не возрождения. Но это не так важно.

Меня смущает, что мы в Школе учим и директоров, и маркетёров. Но у директора и маркетёра абсолютно разные задачи. Директору не нужно так глубоко погружаться в детали выполнения задачи. Не напугает ли директоров излишняя детализация? И вообще, приходят ли к нам учиться директора?

Алексей: Соотношение учеников «директора-специалисты», примерно, 50 на 50. Половина директоров, а вторая половина: начинающие или неопытные интернет-маркетёры и оффлайн-маркетологи, которых попросили следить за сайтом.

Игорь: Думаю, мы зря всех под одну гребенку ровняем. Нет ли у тебя желания сделать три потока: интернет-маркетёры, оффлайн-маркетологи и директора?

Алексей: Я год думал об этом. А потом получили от выпускников обратную связь — и перестал думать на эту тему.

Директора и руководители после обучения больше всего радовались именно детализации. Они теперь контролируют работу сотрудников — и не только по отчётам. А залезают в настройки рекламы или инструменты статистики, сами всё смотрят и находят ошибки.

После Школы им намного легче выбрать подрядчиков для работы. А с действующими подрядчиками получается говорить на одном языке. И это прям очень круто.

Поэтому я оставил один курс с кучей подробностей и деталей и для маркетёров, и для директоров.

школа маркетеров

Игорь: Хорошо. Убедил. Но позволь еще замечание. Мне кажется, что очень важно людям показать место онлайн и оффлайн-маркетинга в бизнесе. Показать миграцию инструментов из оффлайна в онлайн. Тогда у них в голове сложится система. Но в Школе ничего нет про классический маркетинг. Где стык с оффлайном?

И даже не все аспекты онлайн-продвижения есть. Интернет-маркетинг — это сайты, целевые страницы, мобильные приложения, соцсети, средства генерации трафика. Тогда почему мы не затрагиваем мобильные приложения?

Или вот ещё. ЛидМашина занимается не только iМаркетингом, но и iПродажами. Но в Школе нет блока про продажи. Почему обходишь стороной тему продаж?

Алексей: Мы специально не добавили в программу темы мобильных приложений и продаж. И пока что не добавим. Потому что в Школе всё устроено таким образом, чтобы человек внедрял материал прямо в момент обучения. А получается, что мобильный маркетинг и связь сайта с продажами — две большие темы, которые за месяц не проработаешь.

А вот стык онлайна и оффлайна есть. В курс по основам интернет-маркетинга зашито несколько тем из классического маркетинга. Ученики описывают целевую аудиторию, считают окупаемость маркетинга. Но соблюдаем баланс. Важно показать эту связь, но не перегрузить курс. Ученикам на старте итак сложно.

школа маркетеров

Игорь: О сложности. Школу заканчивает один человек из десяти. Почему такой жесткий отсев?

Алексей: Потому что люди не находят время на учёбу. Когда человек подает заявку, мы присылаем тестовое задание, чтобы он себя проверил до начала занятий. Ученики занимаются по три часа (!) каждый (!!) день. За пять месяцев занятий — это катастрофический объем времени.

Игорь: Я на английский полчаса в день не нахожу… Как люди три часа в день находят на занятия интернет маркетингу?!

Алексей: Не знаю. Наверное, дело в мотивации, в большом желании. Ведь выпускаются только те, кого вообще никакие препятствия не останавливают. Это какие-то стальные люди.

Игорь: Расскажи, пожалуйста, про самого необычного нашего студента.

школа маркетеров

Алексей: У одной ученицы сначала сгорел дом, а потом она родила. Это произошло прямо во время курсов. И она всё равно закончила Школу. И говорит потом в отзыве «Ребята, я закончила, несмотря ни на что. А если вы не можете, то просто не хотите». Пожалуй, её я вспоминаю чаще других.

Игорь: Невероятная история! И прямо готовый слоган: «Если вы не можете — вы просто не хотите.»
Я где-то читал про китайца, который поступал в университет, пока ему не исполнилось 92 года. Только потом он стал студентом. Были ли у нас люди, которые несколько раз поступали и срезались?

Алексей: Да, есть один ученик, который приходит учиться уже девятый раз. Первые три раза он учился всего по неделе, а потом пропадал. Когда он пришёл в третий раз, я его полчаса отговаривал. А он сконцентрировался и проучился — уже почти до конца. Сейчас ему осталась последняя тема. Надеюсь, он её пройдет.

Игорь: Пять месяцев. Почему пять месяцев? Почему так долго?

Алексей: Это мало. Даже на водительское удостоверение люди учатся два месяца, хотя водить машину не сложно и это умеют все. А тут человек получает новую профессию ВСЕГО за пять месяцев.

Игорь: Принято. У меня ещё один провокационный вопрос. Не пилим ли мы сук на котором сидим? Когда мы обучаем людей делать проекты как ЛидМашина, то теряем клиентов.

Алексей: Нет. Это совершенно другая целевая аудитория. Всё-таки обучение в Школе стоит в разы дешевле работы ЛидМашины. Кстати, несколько учеников после курсов возвращались к нам уже как клиенты, со словами «Я понял, насколько это всё сложно и как много работы. А могу я вам её поручить?».

Единственная опасность — создать конкурентов, которые откроют свои агентства и курсы. Но за это я, если честно, не очень переживаю.

Игорь: Недавно я читал Нильса Бора. И в его биографии было написано «Если квантовая физика тебя не испугала, значит ты ничего не понял». Значит ты действительно учишь хорошо, раз люди осознают весь объём работы в интернет-маркетинге и пугаются его.

А как вообще родилась идея сделать Школу интернет-маркетёров?

Алексей: Три года назад я пытался сделать целевую страницу на сайт ЛидМашины. И меня очень сильно напрягала последовательность действий. Сначала придумай контент, потом придумай структуру, потом отдай это дизайнеру, потом вместе с дизайнером утверди это у директора, потом отдай технологу, проверь вёрстку. И только потом выпусти на сайт.

Мне захотелось сломать этот алгоритм. И я решил сделать страницу на конструкторе сайтов. Но захотел придумать свой проект, чтобы клиентом был я сам. Придумал обучающие курсы, договорился с учителями повесить их фотки на страницу. А потом попробовал продать эти курсы. И всё.

Игорь: Ты три года этим занимаешься. Если сейчас отмотать к старту, что бы ты начал делать по-другому?

Алексей: Два года назад я пытался переделать страничку Школы в виде весёлого мультика. Потратил на это очень много своих сил, сил наших дизайнеров и технологов. А через несколько месяцев работы понял, что это вообще не помогает нашим потенциальным клиентам понять услугу. Вот ту страницу я бы делать не стал. А ещё сразу бы выстроил все процессы, как они устроены сейчас. Сейчас к ним вопросов гораздо меньше вопросов, чем в начале.

Игорь: А теперь такой пред завершающий вопрос. Какие у тебя творческие планы? Что в ближайшее время изменится в программе обучения? Во взаимодействии с учениками?

Алексей: Хочу оставлять ученикам больше оффлайн-артефактов. Чтобы у людей были ключи к воспоминаниям, которые будут хранить всю жизнь. Мы уже отправляем сертификаты прямо в рамках под стеклом, а не просто даём электронные документы.

Например, у нас есть раздатка — сборник материалов по всем программам. Сейчас это гугл-документ. А хочется эту штуку красиво сверстать, распечатать и отправлять всем ученикам.

школа маркетеров

Игорь: Клуб выпускников. Поддерживают ли они между собой отношения? Дружат ли между собой? Могут ли задавать друг другу вопросы, как учителям?

Алексей: По некоторым дисциплинам ученики общаются в Телеграме. Остальное общение, да и вообще вся жизнь Школы, в группах ВКонтакте и в Фейсбуке. Люди между собой незнакомы, но иногда помогают друг другу советом и поддерживают друг-друга.

Игорь: Проводили ли мы опрос про уровень удовлетворенности учеников? Что им нравится?

Алексей: Каждый месяц мы звоним людям и спрашиваем, как у них впечатления от Школы в целом, от курсов этого месяца? Что порекомендуют? Как оправдались ожидания? Часто ребята предлагают отличные идеи, которые мы внедряем в следующих наборах.

Игорь: Реально предпоследний вопрос. Есть люди, которые принимают решение исходя из чёткой последовательной аргументации. Например, звонят и спрашивают «назовите мне три причины, почему вы». Вот какие три причины, Алексей, ты бы назвал?

Алексей: Во-первых, обучение прямо на их проекте. Никто больше не помогает улучшить весь свой интернет-маркетинг.
Во-вторых, под присмотром наших наставников. Наши ребята — фанаты своего дела, которые каждый день оттачивают навыки. С их рекомендациями никогда не сравнятся советы доморощенных инфобизнесменов.
И в третьих, объем знаний. Наши ученики трудятся по 15-20 часов в неделю. А самые-самые наши конкуренты обещают нагрузку всего 20 часов в месяц. Это же в три-четыре раза меньше опыта и знаний!

Игорь: Да, разрыв абсолютно ощутимый. Скажи, о чём ещё стоило бы тебя спросить?

Алексей: «Сколько мест осталось в ближайшем наборе?» Шучу. Игорь, вы спросили больше, чем я мог бы предположить. Спасибо за интервью.